Очный конкурс

Очный конкурс проводится в дни весенних школьных каникул (в последние субботу и воскресенье марта). Ориентировочно вопросы очного конкурса соответствуют указанным темам заочного. Особо обращается внимание на знание географии, физики, химии и биологии в приложении к наукам о Земле.

Очный конкурс проходит в 2 этапа. Первый день в виде собеседования со всеми участниками по трем возрастным группам. Во второй день участвуют прошедшие отбор на первом этапе, как правило, это половина участников первого этапа, наиболее эрудированные в области геологии школьники. В оба этапа также включаются письменные задания.

В результате собеседования членов жюри с участниками второго этапа выявляются победители СГО. По всем трем возрастным группам победители награждаются дипломами первой, второй и третьей степени, памятными подарками.


Примеры письменных заданий

Примеры вопросов очного конкурса Сибирской геологической олимпиады:

Что вы знаете о метеоритах? Какие минералы обнаружены в составе метеоритов?
Что такое вечная мерзлота? Каково ее распределение и значение?
Как определить стороны горизонта по растениям и животным, по рельефу, почве, ветру, снегу, положениям Солнца, Луны, звезд?
Чем минералы отличаются от горных пород?
Что такое выветривание?
Расскажите об оползнях и условиях их формирования. Что такое катастрофические оползни?
Что такое грязевые вулканы, где они развиты, с какими месторождениями они связаны?
Какие факторы необходимы для существования земной жизни на той или иной планете?
Какие данные о строении океанического дна подтверждают идею движения континентов?
Из каких минералов образуют животные свои внутренние и внешние скелеты? Природные примеры.
Какие прямые или косвенные способы используются для изучения минералов и горных пород мантии Земли?
Когда и как появилась жизнь на Земле?
Какие минералы самые распространенные на поверхности Земли?
Всегда ли на Земле были океаны? Каков возраст самых древних пород, обнаруженных на дне океанов? Что это за породы - осадочные, магматические, метаморфические?
Можно ли, изучая геологическую карту данного района, определять геологическое строение района на глубине?
Предложите одну или несколько различных гипотез о причинах такого явления, что рост гор на Земле имеет потолок около 10 км, а на Марсе - около 30 км.
Какова химическая реакция (ее условия и источники), которая лежит в основе явлений карста?
Какие плюсы и минусы для экологии несет разработка полезных ископаемых?
Что такое палеоэкология?
Какие планы развития геологических работ в вашем районе, области, крае известны вам из радио-, телепередач, газет, рассказов старших?
Что вам известно о целях, результатах сверхглубокого бурения? Каковы самые важные результаты для науки, для производства?
Есть ли связи между активностью Солнца и сейсмикой, вулканической деятельностью? Каковы Ваши гипотезы о механизмах этих связей?
Изложите самую захватывающую вас теорию или гипотезу в области геологии, геохимии или геофизики.
Какие самые интересные образцы ваших коллекций или геологические объекты и явления, которые вам удалось наблюдать в геологической обстановке?
Какие 2-3 вида минералов самые распространенные на поверхности Земли? Попытайтесь объяснить это.
Как растут сталактиты - в корне или в верхушке? Бывают ли горизонтальные сталагмиты?
Что такое микропалеонтология? Ее плюсы и минусы. Ее перспективы.
Добыча каких полезных ископаемых сопровождается извлечением самых больших объемов вещества на Земле? А каких - извлечением самых малых объемов?
Какие геофизические методы удобнее всего применять для поиска разных месторождений: железорудных, сульфидных руд, пресных вод, алмазов, каменного угля, нефти и газа?
Что такое спекулярит? Его отличие от более обычных минералов. Его применение.
Что общего между процессом образования селя, снежной и каменной лавин, грозового облака?
Что такое геосинклинали и платформы?
Почему так редки одиночные вулканы, почему они скопляются группами и цепями?
Расскажите о минералах - рудах на железо, об истории открытия и освоения железа и его значении в жизни человека.
Глина, ее состав, свойства, роль в жизни людей. Что такое цеолиты? Лекарственные препараты из них.
Состав и строение Земной коры.
Древние загадочные животные - динозавры. Какие вы знаете гипотезы о причинах их вымирания, и какой из них отдаете предпочтение.
Расскажите об этапах складчатости в геологической истории Земли.
Расскажите, что вам известно об органогенных минералах (янтаре, жемчуге, кораллах).
Расскажите о минералах, упоминаемых в художественных произведениях.
Что такое россыпи? Какими они бывают по происхождению и как устроены? Какие минералы способны в них накапливаться и почему? Где сосредоточены россыпные месторождения различных полезных ископаемых?
Что вы знаете об информационных системах в геологии? Чем могут помочь компьютеры в геологии?